СТАТЬЯ

За кадром: съемка интервью для фильма «Женщина»

A woman wears a silken headscarf with brown, green and red floral patterns.
Для фильма «Женщина» во многих странах по всему миру было организовано множество интервью с женщинами разного возраста, представляющими разные культуры. © Марко Струллу

В парижском офисе Hope Production на берегу Сены работа идет полным ходом. Когда мы встретились с сотрудниками компании, съемочная группа уже была задействована на съемках фильма «Женщина», который станет продолжением знаменитого документального фильма «Человек» режиссера Яна Артюс-Бертрана. Вторым режиссером новой картины стала Анастасия Микова, и, как и в предыдущем фильме, центральной составляющей фильма являются интервью, проведенные и отснятые в разных странах по всему миру.

На одной из стен в офисе находится карта, на которой отмечены места, где над съемками фильма работает съемочная группа, состоящая преимущественно из женщин. Сотрудники много двигаются, общаются по телефону, вводят текст на клавиатуре и используют организованную прямо в офисе студию для съемки интервью. У нас появилось ощущение, что здесь все работают над чем-то очень важным.

К концу съемок на руках у специалистов по монтажу будут сотни часов интервью, отснятых в чуть менее чем 50 странах. Команда журналистов и операторов работает в каждой стране 2–3 недели, и на каждой локации проводит до 25 интервью с местными женщинами. Продюсеры также начинают общаться с журналистами, исследователями и местными негосударственными организациями за несколько месяцев до съемок, чтобы найти женщин с соответствующими историями. Некоторые из них — обычные женщины, у которых никогда раньше не брали интервью, в то время как другие — это медийные личности, такие как правозащитница Малала Юсуфзай и политик из Мозамбика Граса Машел.

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Интервьюеры должны были следовать рекомендациям и задать каждой женщине около 50 стандартных вопросов, помимо которых женщинам задавали вопросы, специфические для их страны, например об абортах в Ирландии или геноциде в Руанде. Первый вопрос всегда один и тот же: «Расскажите мне о воспоминании из вашего детства». Он задает тон беседы и, по словам Анастасии, ответственной за интервью (в то время как Ян занимается созданием видеоряда), запускает механизм саморефлексии. «Важно углубиться в свою сущность и понять, кто ты на самом деле», — говорит она.

«До интервью и после него это совершенно разные люди», — добавляет Саския Вебер, одна из журналисток, работающих над фильмом. На данный момент в ее активе числятся интервью в Ирландии, Мексике, Руанде и Париже. «После интервью мы обнимаемся, плачем и смеемся. Некоторые из них говорили мне, что впервые делятся своими историями. Я помню, как в Ирландии женщина рассказала мне, что ее изнасиловали. Она никому не рассказывала об этом, даже своей семье и мужу. Она почувствовала облегчение и сказала, что теперь решила изменить свою жизнь».

Задача журналиста, проводящего интервью, — дать женщинам стимул раскрыться и поделиться историями, которые оказали огромное влияние на их жизнь и которые они хотят поведать женщинам по всему миру. Лишь в редких случаях женщины раскрываются и сразу же рассказывают подобные истории — обычно им требуется время, чтобы расслабиться и забыть о присутствии камеры, и именно поэтому большинство интервью длится от часа до двух.

Тем не менее, по словам Анастасии, «нужную» историю сразу же можно отличить от всего остального. Меняется даже атмосфера в студии. «Во время работы над последними двумя картинами я побывала где-то в 30–40 странах, — говорит она. — Зачастую я не понимала, на каком языке говорят эти люди, но иногда даже без помощи переводчика я понимала, что происходит нечто важное. Это именно те моменты, которые появятся в итоговой версии фильма».

An African-American woman wears traditional clothing.
Интервью проходили в разных городах и странах, например в Ирландии, Мексике, Руанде, Париже и Нью-Йорке, где одной из героев интервью стала Алиса Лесепен. © Марко Струллу

Все материалы были сняты в разрешении 4K или выше. «Теперь 4K является минимальным разрешением для фильма такого уровня. Благодаря хорошим объективам на кадрах видны все детали кожи!, — говорит Марко Струллу из Hope Production, ответственный за все оборудование. — Камера Canon EOS C300 Mark II является по-настоящему достойным выбором. Она проста в использовании и достаточно компактна, а также обеспечивает файлы отличного качества и небольшого размера, что очень важно при записи тысяч часов видео и потребности в материалах высокого разрешения».

Кадрирование также является важным фактором. «Мы решили создавать максимально широкоугольные кадры на камеру EOS C300 Mark II с разрешением 4096 x 2160, — объясняет Марко. — Благодаря коэффициенту сторон 1,89 нам удалось запечатлеть больше фона, чем в стандартном UHD с коэффициентом сторон 1,77. Поэтому при монтаже фильма под формат 1,77 у нас будет возможность немного обрезать каждый кадр».

Для каждого интервью также создается видеоряд с места съемки, призванный стать для зрителя источником контекста. Это может быть дом, место работы или другое важное для проходящей интервью женщины место. В большинстве случаев в качестве второй камеры использовалась Canon EOS 5D Mark IV с гаммой Canon Log, позволяющая создавать максимально кинематографичные материалы уровня Cinema EOS, а также располагающая широким динамическим диапазоном (12 ступеней при ISO 400) для создания естественных кадров при высокой контрастности, например во время интервью, где ярко освещенный объект находится на черном фоне.

A blonde woman wears a black leather jacket, red lipstick and heart-shaped gold necklace.
Радостная улыбка Анны Мойланен из Финляндии. В ходе интервью для фильма «Женщина» женщины делились мыслями на различные темы и не скрывали своих эмоций. © Марко Струллу
Yann Arthus-Bertrand looks at a monitor by a video camera.

Ян Артюс-Бертран рассказывает о своем документальном фильме «Женщина»

Французский режиссер и амбассадор Canon рассказывает о своей карьере и о том, как он надеется изменить мир.

Поскольку съемки ведутся во многих странах по всему миру, где условия освещения могут значительно отличаться, и за них отвечают разные съемочные группы, очень важно сделать так, чтобы итоговые материалы получились максимально единообразными. Поэтому компания Hope Production выпустила детальный 24-страничный документ, в котором указывались параметры камер и освещения, а также точное расположение элементов в студии. Вне зависимости от того, где проводились съемки, — в деревнях или больших городах — студия для съемок выглядела одинаково, что позволило съемочным группам придерживаться одного стиля. Камера Canon EOS C300 Mark II с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM располагалась в 2,6 метра от кресла героя интервью. В помещении всегда было темно, использовался черный фон. В студии присутствовали только проходящая интервью женщина, журналист, оператор и (при необходимости) переводчик.

«Если я говорю на этом языке, — объясняет Саския, — я просто сижу за камерой и смотрю в глаза женщине, а если нет, то задаю вопрос на английском или французском, а затем его повторяет переводчик. Такой процесс занимает некоторое время. Реакция женщин сильно различается в зависимости от страны и того, смотрят ли они телевизор. Некоторые даже не понимают, что такое фотокамера».

Все журналисты, проводящие интервью, тоже были женщинами. Это сознательное решение Анастасии. «Мы говорим о менструации, о сексуальности и о том, как мы видим свое тело; многие женщины не смогли бы так сильно открыться мужчине», — говорит она. Но иногда операторами были мужчины. «В некоторых культурах очень важно, чтобы в студии присутствовали только женщины, в то время как в других культурах мужчина может помочь вам, поскольку для участия женщины в интервью требуется согласие мужа, — объясняет она. — Присутствие мужчины может стать залогом спокойствия».

Two cinematographers look at a monitor on the top of a Canon video camera with long lens.
В дополнение к интервью, снятым в одном стиле, съемочная группа также занималась созданием материалов с мест съемки, поскольку интервью проводились по всему миру. На этом кадре съемочная группа в Республике Конго выбирает композицию для создания кадров на кинокамеру Canon EOS C300 Mark II с объективом Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4x. © Марко Струллу

Это означает, что журналист в любом случае задает даже самые животрепещущие вопросы для представителей тех или иных культур вне зависимости от того, насколько запретные темы нужно затронуть. «Когда мы приезжаем в страну, — говорит Анастасия, — переводчик или гид говорят нам: "Вы знаете, у нас не принято говорить на эту тему", и мы делаем вид, что поняли это. Во время интервью мы все равно задаем этот вопрос, и нам приходится уговаривать переводчика выполнить свою работу. Очевидно, что некоторые женщины думают что-то вроде: "Господи, что?", но мы не делаем исключений, и в итоге они всегда делятся своими мыслями на такие темы. Они понимают, что никогда не обсуждали эти вопросы, но как только у них появляется возможность, они осознают, что им есть что сказать по этой теме».

Не всегда интервью проходят гладко. «Я помню одну женщину, которая очень хотела пройти интервью, но у нее ничего не вышло, — говорит Марион Габорит, выступавшая в роли интервьюера и оператора в Бельгии, Румынии, Франции и на Филиппинах. — Она никогда не отвечала на мои вопросы. Я спрашивала ее о разводе с мужем, а она рассказывала о рождении своей дочери. Через 45 минут я сдалась».

Иногда женщины после интервью решают, что не хотят, чтобы эти материалы использовали — и участники проекта всегда уважают решение героев интервью. «Одна из женщин рассказывала совершенно невероятные истории, — вспоминает Саския. — Она сказала, что во время десятой беременности она играла в карты с другом, когда у нее начались схватки. Она сказала своему ребенку: "Успокойся, мне нужно доиграть!". Через неделю она извинилась и попросила удалить видео. Мы выполнили просьбу».

A large group of women play African drums in a marketplace, while being filmed.
Съемка женщин-барабанщиц в Браззавилле, Республика Конго. Режиссер Ян Артюс-Бертран в белой рубашке стоит в правой части кадра. © Марко Струллу

Впрочем, в большинстве случаев интервью были полезны как для женщин, которые его проходили, так и для журналистов, ответственных за их проведение. «Работая над этим проектом, я многому научилась, — говорит Марион. — Чувствую, что мне повезло, ведь эти интервью — не простой обмен словами, а по-настоящему особенный процесс». Саския согласна с ней. «Прежде чем я начала работать над фильмом, я ходила к психотерапевту, но потом решила перестать ходить на приемы, — говорит она. — Проводя интервью с этими женщинами, я стала чувствовать себя более уверенно. Они сделали меня сильнее».

В Париже одна из немногих местных таксисток Клошет только что закончила проходить интервью с Саскией, съемкой которого занималась Марион. «Было здорово, — с улыбкой говорит она. — Это был потрясающий опыт, и я чувствую прилив сил. Те женщины, которые увидят готовый фильм, почувствуют то же самое». Саския считает, что фильм поможет задуматься об изменении ситуации в лучшую сторону: «Я надеюсь, что все зрители нашего документального фильма найдут историю, которая поможет им изменить свое отношение к женщинам, будь то члены их семьи, коллеги или просто женщины, которых они видят на улице или, например, в метро».

Автор Rachel Segal Hamilton


Оборудование для съемки фильма «Женщина»

Основная аппаратура для съемки международного документального фильма

Two men and a woman look at the back of a Canon video camera with a long lens.

Фотокамеры

Canon EOS C300 Mark II

EOS C300 Mark II обеспечивает съемку потрясающего видео 4K/Full HD с широким динамическим диапазоном в 15 ступеней. Доступный формат XF-AVC со скоростью записи 410 Мбит/сек., по словам Томаса Лаверна, руководящего монтажом фильма «Женщина», представляет идеальный баланс между размером файлов и качеством изображения.

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера с разрешением 30,4 МП обеспечивает невероятную детализацию даже при очень высокой контрастности, а видео в формате 4K — сверхвысокое разрешение в соответствии со стандартом DCI (4096x2160). Она использовалась в качестве второй камеры на съемках фильма «Женщина» и обеспечивала качество на уровне камер Cinema EOS, включая широкий динамический диапазон.

Объективы

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Этот надежный телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием имеет прочную конструкцию и систему стабилизации изображения с эффектом, эквивалентным четырем ступеням выдержки, а ультранизкодисперсионные линзы обеспечивают высокую контрастность и естественную цветопередачу. В протоколе съемки фильма «Женщина» этот объектив всегда использовался с камерой C300 Mark II, расположенной в 2,6 метра от кресла героя интервью.

Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4x

Профессиональный объектив 200-400 мм f/4 со встроенным экстендером 1,4x, который увеличивает фокусные расстояния до 280-560 мм. Стабилизатор изображения с эффектом, эквивалентным 4 ступеням выдержки, обеспечивает максимальную резкость изображения, а удобные элементы управления позволяют без труда управлять устройством. Этот объектив использовался съемочной группой фильма «Женщина» для создания общих планов.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас