СТАТЬЯ

Алессандра Мениконци: 5 золотых правил портретной съемки со вспышками Speedlite

A young Kazakh girl wearing traditional fur coat and hat
Освещение играет жизненно важную роль для амбассадора Canon Алессандры Мениконци в создании более объемных портретов. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM. © Алессандра Мениконци

«С самого начала вспышка были моим ночным кошмаром. Это самый сложный инструмент в фотографии, и мне не нравилось изучать коэффициенты освещения», — говорит амбассадор Canon Алессандра Мениконци. Достаточно неожиданное заявление от человека, который победил в категории «Люди» на конкурсе «Трэвел-фотограф 2018 года» по версии National Geographic, стал обладателем многих престижных наград и известен, прежде всего, своими портретами с изумительным освещением. Но неприязнь к техническим аспектам искусственного освещения сыграла Алессандре на пользу — ей пришлось придумать способ работы со вспышками, при котором числа и коэффициенты не так важны, как финальное изображение. Теперь свет на ее снимках всегда выглядит естественно, а ее стиль сравнивают со старыми мастерами фламандской и голландской живописи.

«До того как в мои руки попали вспышки Speedlite, я использовала только складной диск-отражатель и создавала фотографии исключительно на основе понимания принципов естественного освещения. Но при необходимости работы с длительной выдержкой или в темных помещениях кадры получались размытыми. Теперь я стараюсь добиться того же эффекта естественности, используя вспышки», — говорит она.

В этой статье Алессандра поделилась пятью золотыми правилами, которые помогут вам создавать естественные портреты, используя вспышки Speedlite.

A man with long grey beard wearing a dark cap with a blue Bavarian crest
Один из любимых снимков Алессандры, сделанный на Альпийском фестивале бороды, который проходит в городе Кур, Швейцария. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и вспышкой Speedlite 600EX-RT. © Алессандра Мениконци
A man with bushy eyebrows and a chest-length grey beard wearing traditional Alpine costume including decoratively-embroidered leather braces
Алессандра устанавливает вспышку Speedlite под таким углом, чтобы ее свет имитировал естественное освещение даже при съемке в темном складском помещении. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и вспышкой Speedlite 600EX-RT. © Алессандра Мениконци

1. Попросите модель помочь вам

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Большая часть проектов Алессандры посвящена быту коренных жителей в различных уголках планеты, от Гренландии до Монголии, но ее методы работы так же эффективны при съемке иного характера, например на Альпийском фестивале бороды, который проходит в городе Кур, Швейцария, где она фотографировала бородачей в традиционных костюмах. Алессандра считает, что в каком уголке планеты она бы ни работала, вовлечение фотографируемого человека в съемочный процесс позволяет ему расслабиться и забыть обо всем том оборудовании, которое используется для создания его портрета.

«Когда я работаю с детьми, я превращаю съемки в подобие школы фотографии и разрешаю им поиграться с камерой. Так они чувствует себя более расслабленно, поскольку понимают, что происходит. Если это семейная съемка, я стараюсь придумать какие-то задания, требующие совместной работы. Во время съемок на фестивале бороды у меня была буквально пара минут на создание портрета каждого из мужчин. Я старалась сделать процесс более веселым и не давала им никаких указаний, разве что просила некоторых из них подержать софтбокс, чтобы они чувствовали, что помогают».

На фестивале бороды Алессандра стояла буквально в паре метров от фотографируемых мужчин, используя объектив 70–200 мм и вспышку Speedlite 600EX-RT, расположенную под углом в 45 градусов. Перед этой фотосессией она попробовала такой вариант освещения, фотографируя подругу. «У меня была всего одна вспышка, и я фотографировала в тесном и темном складском помещении. Я знала, что некоторые из людей будут стесняться камеры, и им будет неловко позировать для меня долгое время, поэтому я попросила подругу выступить в качестве модели, с ее помощью настроила все оборудование, а затем просто просила людей вставать в то же место, чтобы сделать кадр как можно быстрее».

A laughing elderly man from the Danakil region of Ethiopia with red-dyed beard wearing a traditional embroidered hat
Яркий портрет из Эфиопии, куда Алессандра ездила на съемки, посвященные народу афар. Этот воинствующий народ иногда также называют «данакиль» в честь пустыни Данакиль, в которой проживают многие его представители. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и вспышками Speedlite 600EX-RT. © Алессандра Мениконци

2. Выбирайте людей, которым не все равно

Алессандра всегда стремится к тому, чтобы запечатлеть местную культуру в как можно более естественном ее проявлении, а в своих историях она зачастую повествует о культурном наследии и обычаях, которые соблюдаются все реже и реже. «Еще с юных лет меня интересовали люди, которые несут в себе частичку культуры, верят в ее ценность и не хотят ее исчезновения. В эпоху глобализации это приобрело для меня еще большее значение, и я хочу запечатлеть эти особенности, пока они не стали очередным реликтом», — говорит она.

Когда Алессандра оказывается в новом месте, она старается провести неделю, просто общаясь с людьми, прежде чем начинать фотографировать их. «Я начинаю с того, что нахожу себе гида, и это очень важно, поскольку от него зависит то, насколько ты проникнешься происходящим вокруг тебя. Когда я впервые приехала в Монголию, мы с гидом ходили по домам и рассказывали, что мы хотим сделать. Я смотрела на лица людей и старалась найти тех, кому был бы небезразличен мой проект. Некоторые были готовы работать со мной исключительно ради денег, но я хотела фотографировать тех, кто гордится своей культурой. С ними гораздо легче работать, поскольку они хотят показать вам все аспекты своей жизни. Это важно, когда пытаешься рассказать историю, а не просто сделать красивые картинки», — говорит она.

A Kazakh woman rolls out pastry with a wooden rolling pin in a darkened room with light coming from one side
Продуманное расположение освещения позволяет Алессандре создавать эффект светотени — это прием создания сильного контраста между светлыми и темными участками кадра, который зачастую использовали старые мастера живописи. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и вспышкой Speedlite 600EX-RT. © Алессандра Мениконци
A young Kazakh boy wearing traditional clothing, with a fur collar and warm hat, sits with a hooded Golden Eagle on his arm
Алессандра уже давно документирует жизнь казахов, обитающих в западной части Монголии. Первый раз она посетила эти места 18 лет назад, тогда ей впервые продемонстрировали древний способ охоты с беркутом. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 85mm f/1.2L и вспышкой Speedlite 600EX-RT. © Алессандра Мениконци

3. Устанавливайте вспышку так, будто это источник естественного света

Alessandra Meniconzi speed

Алессандра Мениконци рассказывает об использовании макрообъектива для создания впечатляющего портрета

Амбассадор Canon Europe поведала нам историю портрета девочки с ястребом на голове, который был создан в доме ее семьи в Монголии.

При создании портретов Алессандра использует одну или две вспышки Speedlite 600EX-RT — их количество зависит от ситуации и результата, которого она хочет достичь. Если она хочет запечатлеть человека в его собственном доме, она смотрит, как свет падает через окно, и размещает вспышку за окном так, чтобы она стала полноценной и мощной заменой естественному источнику света. Для управления вспышкой она использует передатчик Speedlite ST-E3-RT , закрепленный на камере. Так она может регулировать мощность вспышки во время съемки без необходимости каждый раз выходить на улицу.

«Я стараюсь создать свет, который было бы не отличить от обычного света в окне, при этом вспышка будто "замораживает" кадр, поэтому даже если человек в кадре немного изменит свое положение, кадр не получится размытым и его не придется удалять. Это особенно важно при съемке в темных помещениях, где вам нужно использовать более длительную выдержку, и даже малейшее движение может привести к размытию», — объясняет она.

Иногда, когда одной вспышки недостаточно, она использует две вспышки Speedlite и располагает их за окном, имитируя естественный свет. «В таких случаях я не выставляю полную мощность — кадр будет выглядеть слишком белым. Меня интересует только устранение размытия, поэтому я использую вспышку в качестве альтернативы естественному освещению».

4. Используйте недоэкспонирование фона

A young Kazakh girl wearing an embroidered hat and traditional fur coat, with a herd of goats and dry-stone wall dimly visible in the background
При съемке вне помещений Алессандра недоэкспонирует фон и старается создать максимально естественное освещение для объекта. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и вспышками Speedlite 600EX-RT. © Алессандра Мениконци

Алессандра меняет значение выдержки для управления естественным освещением, а значение диафрагмы — для управления вспышками. В режиме ETTL мощность вспышки Speedlite регулируется автоматически в соответствии со значением диафрагмы, поэтому с изменением f-числа будет меняться и мощность Speedlite.

При портретной съемке вне помещения она использует недоэкспонирование фона, чтобы вспышка не сделала изображение слишком ярким. «Так я могу использовать Speedlite на низкой мощности и лишь немного подсветить лицо объекта», — объясняет она.

5. Следите за фоном

An elderly Mongolian woman in profile, with the outline of her face in the light but the rest of the image dark, holding a twig from which wispy smoke is rising
Съемка на темном фоне позволяет Алессандре делать акцент на деталях с помощью дополнительных источников света. Например, на этой фотографии, сделанной в Монголии, таким объектом стал дым. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и вспышками Speedlite 600EX-RT. © Алессандра Мениконци

В темных местах, таких как маленькое складское помещение на фестивале бороды в городе Кур, темнота вкупе с мощной вспышкой обеспечат вам темный фон. Это достигается благодаря закону обратных квадратов: пока источник света находится достаточно близко к объекту, весь свет будет попадать на его лицо, а фон останется темным. Но Алессандра также не забывает и о темной ткани для фона, которую она непременно берет с собой на домашние фотосессии или съемки в местах, где она не может управлять фоном.

«Если в доме и так очень темно, я просто установлю мощность вспышки на 250, и фон будет выглядеть темным. Но в других местах, например в монгольских юртах, на фоне будет много желтых и красных тканей. Более того, сейчас в любом доме используется много пластиковых вещей, которые тоже отражают свет вспышки. Для таких случаев я и беру с собой черную ткань для фона, — говорит она. — В будущем я хочу поэкспериментировать с подсветкой фона и использованием цветных тканей. Для этого мне, наверное, потребуется еще одна вспышка Speedlite».

Автор Kathrine Anker


Комплект оборудования Алессандры Мениконци

Важнейшее оборудование для создания портретов во время поездок

Alessandra Meniconzi's kitbag

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера с датчиком 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности и располагает серийной съемкой 7 кадров/сек. «Она очень похожа на Canon EOS-1D X, но это устройство легче», — говорит Алессандра.

Объективы

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Алессандра говорит: «Это маленькое и достаточно легкое устройство, что немаловажно, поскольку некоторые авиакомпании устанавливают ограничение в 8 кг на ручную кладь. С фокусным расстоянием 70 мм можно запечатлеть объект во всех деталях, а диафрагма f/2.8 очень важна для моего подхода к съемке».

Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM

Высококлассный объектив с фиксированным фокусным расстоянием оснащен системой стабилизации изображения, располагает возможностями реалистичного отображения объектов съемки в режиме макро (до 1,0x) и обеспечивает малую глубину резкости для создания красивого эффекта боке. «Этот объектив обеспечивает отменную четкость и отлично подходит для съемки лиц с близкого расстояния», — говорит Алессандра.

Аксессуары

Canon Speedlite 600EX-RT

Мощная вспышка для использования на фотокамере и в качестве выносной. Управление по радиоканалу позволяет контролировать вспышку на расстоянии до 30 м. «Я использую ее, потому что она очень мощная», — говорит Алессандра.

Передатчик Speedlite ST-E3-RT

Управляйте совместимыми вспышками Speedlite на расстоянии до 30 м посредством радиочастотного соединения. «Это моя волшебная палочка, ведь она позволяет управлять большинством вспышек напрямую с камеры. Вам не нужно идти к вспышке и вручную регулировать на ней мощность. Он очень упрощает процесс съемки».

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас